Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 52 человека

Полезные советы родителям по подготовке детей к обучению в школе

Дата: 14 октября 2016 в 10:39

Полезные советы родителям по подготовке детей к обучению в школе

 

♦ Готовя ребенка к школе, старайтесь прибегнуть к помощи профессионалов. Помните, что познавательная сфера вашего ребенка нуждается в профессиональном развитии.

♦ Главное в подготовке ребенка к школе — создать мотивацию и радостное ожидание. Помните, что с приходом в школу ребенок меняет социальную площадку.

♦ Если вы дома хотите заниматься с ребенком, используйте методическую литературу. Помните, что педаго­гика — это наука.

♦ Озаботьтесь заранее формированием навыков самостоятельности у своего ребенка. Помните, что в шко­ле без них вашему малышу будет очень трудно.

♦ Не старайтесь сдерживать эмоции своего ребенка при их проявлении. Помните, что у младшего школьника эмоциональная сфера развита более чем волевая и интеллектуальная.

♦ Если ребенку нравится заниматься художественным творчеством, поддержите его. Помните, что эстетическое развитие вашего ребенка во многом определит развитие его личности в целом.

♦ Постоянно читайте с ребенком и мотивируйте его на самостоятельное чтение. Помните, что владение техникой чтения позволит вашему ребенку овладеть и другими учебными навыками.

♦ Занимайтесь с ребенком подготовкой к школе в игре. Помните, что для дошкольника игра — ведущий вид деятельности.

♦ Не пускайте на самотек просмотр вашим ребенком телевизионных программ. Дозируйте такие просмотры как по времени, так и по содержанию. Старайтесь обсуждать с ним увиденное. Помните, что телевизор способен внедряться в сознание вашего ребенка и изменять его.

♦ Если ваш ребенок неуверен в себе, значит, где-то в детстве вы упустили момент. Постарайтесь переломить ситуацию. Помните, что только создание ситуаций успеха и вера в ребенка помогут вам.

 

Ваш ребенок – первоклассник! Полезные советы и рекомендации для родителей первоклассников

Советы для родителей 1 класса

♦ Постоянно интересуйтесь событиями, которые произошли в школе. Помните, что для ребенка значимо ваше участие в его новой жизни.

♦ Если ожидания ребенка не оправдались в первые дни посещения школы, терпеливо работайте с ним по их реализации. Помните, что адаптация ребенка в школе протекает у всех в разные сроки.

♦ Если у ребенка выявлены признаки минимальной мозговой дисфункции, не отчаивайтесь. Помните, что при тщательной работе и изменении условий она проходит. Это явление временное.

♦ Постоянно поддерживайте ребенка в его дружбе с одноклассниками, принимайте их у себя дома. Помните, что для вашего ребенка очень важны школьные связи.

♦ Если ваш первоклассник испытывает трудности в обучении, не упрекайте его и не ждите мгновенных результатов. Помните, что в обучении важны не отметки, а индивидуальные учебные достижения вашего ребенка.

♦ Если до школы ваш ребенок не соблюдал режим дня, еще не поздно приучить его к нему. Помните, что с приходом в школу процессы утомляемости вашего ребенка активизировались.

♦ При выполнении домашних заданий, старайтесь создать условия для проявления самостоятельности вашего ребенка. Помните, что само учебное задание уже объяснено учителем. Вы же не профессионал и не внедряйтесь без особой нужды в методику обучения.

♦ Старайтесь при общении вашего ребенка с компьютером выполнять простые правила его использования. Помните, что нарушения этих правил влечет за собой привыкание (эскапизм) к компьютеру.

♦ Постоянно держите связь с учителем вашего ребенка. Помните, что только совместные действия делают жизнь ребенка в школе более комфортной.

♦ Если ребенок проявляет агрессию, не принимайте никаких мер, пока не разберетесь в ее истоках. Помните, что причины агрессии лежат в детстве.

 

 

Сколько может идти адаптация к школе?

 

Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка и от школьных условий. Ну и конечно от того, какие условия создаются в доме. Считается, что нормальным сроком адаптации является срок от двух недель до двух месяцев (полная адаптация). Если ребенок адаптируется больше, что-то неладно и нужно искать и устранять причины. Необходимо проявлять постоянный интерес к личным успехам ребенка, задавать ему вопросы о правилах школьной жизни, обсуждать с ним все ребячьи выходки. То есть максимально приучать его к мысли, что все неприятности, если они происходят, пройдут, а радость познания останется. Главное, постоянно поддерживайте ребенка. Необходимо с ним обсудить новые для него правила.

Основная задача подобной деятельности — это выработать эмоциональное отношение к этим правилам, потребность в их исполнении. Ни в коем случае нельзя наказывать ребенка за невыполнение школьных правил. Принятие ребенком новых для него норм жизни должно определяться не наказанием, а сформированной необходимостью, непреложностью этих норм. Следует понимать, что приход в школу связан в понимании ребенка с появлением абсолютно новых для него условий взаимодействия с окружающими его людьми. Неизвестность и неопределенность вызывает повышение тревожности ребенка. Сказывается на адаптации и изменение режима ребенка.

На адаптационные процессы влияет наличие школьных перегрузок. Ребенку необходимо время, чтобы приспособиться к новым для него нагрузкам. Поначалу очень быстро приходит утомление, несмотря на соответствующую возрасту организацию учебного процесса в школе. Во время фазы утомления работоспособность ребенка понижается.

На работоспособность влияет не только уровень развития ребенка (развитие его познавательных процессов, таких как память, мышление, внимание, восприятие), но эмоциональное состояние школьника. Ребенок должен быть заинтересован в выполняемых действиях. Поскольку волевые процессы слабо выражены в младшем школьном возрасте, его личная заинтересованность играет большую роль в привыкании к новым учебным обязанностям. Психическая утомляемость ребенка связана с его физическим утомлением. Утомление приводит к отторжению школы, к нежеланию идти на уроки. Постепенно при слаженной совместной деятельности семьи и школы ребенок приспосабливается к новым условиям. С развитием положительной мотивации он начинает относиться к школе, как к радостному для него месту. Поскольку именно здесь он приобрел новых друзей, новый социальный статус и новые знания.

 

Что необходимо приобрести ребенку к школе

 

Итак, ваш ребёнок отправляется в школу. Что же необходимо приобрести для школы?

Какую одежду купить для школы

С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации». Одно из его нововведений — право образовательной организации устанавливать требования к одежде обучающихся. Это может быть трикотажная или шерстяная форма.

Появление школьной формы обусловлено необходимостью стирания имущественного, социального и религиозного различия между обучающимися, укрепления имиджа образовательных учреждений, обеспечения школьников эстетичной и удобной одеждой, соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим нормам. Стиль одежды — общепринятый деловой. Форма для школьников должна носить светский характер. Недопустима одежда, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой, неформальной символикой. Индивидуальные требования к форме вы можете узнать в самой школе.

Особо хочется сказать по поводу сменной обуви. Желательно, чтобы это была кожаная обувь, но не с тёмной подошвой, оставляющей следы на линолеуме.

Набор принадлежностей к школе

Чтобы обеспечить ребёнку комфортное обучение, вам нужно будет подготовить для него школьные принадлежности. Обычно на первом родительском собрании учитель даёт подробный список необходимых принадлежностей к школе.

Как правило, в этот список входят:

• тетради в клетку, в узкую линейку с косыми линиями в полиэтиленовых обложках;

• пенал (желательно не очень большой, чтобы не занимать много места на парте);

• шариковые ручки (обыкновенные);

• простые карандаши;

• цветные карандаши;

• деревянная линейка 25—30 см;

• акварельные краски или гуашь (не менее 12 цветов);

• кисти для рисования;

• пластилин;

• цветной картон, бумага;

• клей ПВА или клеящий карандаш.

Однако не рекомендуем приобретать всё вышеперечисленное до родительского собрания. Лучше отложите определённую сумму на их приобретение. Это связано с тем, что в каждой школе свои особенности обучения. Так, например, обучение по некоторым современным программам не требует умения детей писать в тетрадях с узкой линейкой. А в школах с художественно-эстетическим уклоном есть особые требования к кисточкам, краске, бумаге для рисования.

 

Адаптация ребенка к школе

 

Первый раз в первый класс

Пришла наконец долгожданная пора. Ребенок — первоклассник! Что же происходит с ним на пороге новой жизни? Он переходит в другую возрастную группу, называемую младшим школьным возрастом.

Характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст характеризуется тем, что у ребенка меняется ведущий вид деятельности — с игровой на учебную. В процессе учения у ребенка формируется память, раздвигаются границы познания о явлениях внешнего мира, формируются умения взаимодействовать с людьми разного возраста. Новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических явлений, внутренний план действий и рефлексия.

Произвольность — это особое качество психических процессов. У ребенка она проявляется, прежде всего, в умении сознательно ставить цели деятельности и достигать их, что отличает его от дошкольника. Ребенок учится выбирать правильно цели деятельности не по их внешней привлекательности, а исходя из необходимости. Таким образом, он учится управлять своим поведением. Необходимо помнить о том, что управление и достижение целей сугубо индивидуальны и зависят от многих факторов. У одного ребенка это можно наблюдать уже в 6-7 лет, а у другого только в 9. При выполнении различных заданий, дети младшего школьного возраста уже умеют найти наиболее оптимальный путь решения. Они выбирают правильное решение, анализируют и сопостав­ляют результаты, планируют порядок проведения работ.

Очень важным требованием в учебной деятельности является требование к ребенку уметь развернуто и обоснованно представлять свои решения. Для этого ребенок учится со стороны рассматривать, анализировать и оценивать собственную деятельность. Умения совершать подобные операции лежат в основе такого качества как рефлексия.

У младшего школьника — игра как вид деятельности неким образом «соревнуется» с учением. Этим можно объяснить многое в поведении на уроках первоклассников. Они продолжают играть, принося в школу свои любимые игрушки, с которыми они не в силах расстаться на столь длительный срок. Да и основная задача учителя — формировать положительные мотивы обучения. Учитель с помощью игры подводит ребенка к ведущему виду деятельности для этого возраста — учению.

Контактируя с младшим школьным возрастом, нельзя забывать об особенностях их физиологии. Именно в этом возрасте происходит качественные и структурные изменения головного мозга ребенка. Особенно сильно развиваются большие полушария. Мозг достигает веса 1 кг 350 г. Также происходят изменения и в нервных процессах — возбуждения и торможения.

Дошкольник характеризуется ситуативным поведением и процесс торможения у него слабо развит. Младший школьник уже начинает овладевать процессами управления своим поведением, у него увеличивается возможность тормозных реакций. Это дает ему возможность подчиняться требованиям взрослых, сдерживать импульсивные поступки, увеличивает его самостоятельность. Изменения этого возрастного периода касаются и костно-мышечного аппарата. Он достаточно гибкий у младших школьников, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в костях и повышенной эластичностью клеток. Поэтому бичом младших школьников является искривление позвоночника — сколиоз. Если не следить за осанкой ребенка, это может привести к разным заболеваниям. Такая банальная вещь, как физкультурные занятия, может во многом предотвратить эти явления, если уделять этому предмету должное внимание. У младшего школьника слабо развиты мелкие мышцы кистей, рук и пальцев. Поэтому ему трудно писать на начальных этапах обучения.

Вот таков портрет ребенка, стоящего на пороге школы. И теперь основная трудность — войти в заветную дверь и не только остаться там, а испытать счастье но­вых открытий. Что же способствует этому? Прежде всего, условия, в которых ребенок развивался, и условия, обеспечивающие его адаптацию к школьной жизни. Если все сходится, то ребенок адаптируется к новой для него социальной жизни, если же где-то что-то не сошлось, мы имеем дело с дезаптацией.

Новизна новой деятельности, получение нового социального статуса — ученика, обретение новых друзей — все это помогает ребенку адаптироваться в новых условиях. Привлекательность, новизна школьной жизни во многом обеспечивает учителю возможность преодолевать дезаптацию отдельных учеников.

Обычно школьный класс состоит из детей с разной подготовленностью к школе и разным умственным развитием. Достаточно условно можно выделить три группы детей: дети с нормальным умственным развитием, с опережающим умственным развитием и дети с задержкой умственного развития.

Детей с нормальным умственным развитием большинство. У них развиты все познавательные процессы соответственно возрасту. Детей с опережающим умственным развитием в одной группе единицы. Они выделяются высоким уровнем интеллекта и, как правило, исключительными способностями. Детей с задержкой умственного развития тоже немного. Задержка умственного развития у такого ребенка проявляется в быстрой утомляемости и истощаемости. Именно это объясняет сложность усвое­ния такими детьми материала и, как следствие, отсутствие интереса к обучению.

Естественно, что школьники, принадлежащие разным группам, и адаптируются к школе по-разному.

В психолого-педагогических исследованиях принято выделять три уровня школьной адаптации. (Овчарова Р.В.)

Высокий уровень адаптации ребенка к школе

Школьники, относящиеся к этому уровню, положительно относятся к школе. Они воспринимают обучение в ней как радостное событие своей жизни. Легко усваивают предъявляемые требования. Они внимательны, прилежны, стараются вести себя соответственно требованиям. Такие дети достаточно самостоятельны. Они регулярно выполняют домашнее задание, проявляют интерес к общественным поручениям, добросовестно готовятся к школьным ме­роприятиям. Школьники осваивают программный материал, решая задачи, как предъявленного уровня, так и более сложного. В классе, как правило, такие ребята занимают высокое статусное положение.

Дети, принадлежащие к этой группе, адаптируются к школьной жизни достаточно быстро. Им хватает одного - двух месяцев. Часть из них могут вообще не испытывать никаких затруднений. Учебная активность таких школьников носит постоянно выраженный характер. Они быстро приобретают друзей. С такими детьми все хотят подружиться. Они спокойны, веселы, организо­ванны, хорошо учатся.

Средний уровень адаптации детей к школе

В основе своей школьники положительно относятся к школе. Ее посещение приносит им радость новых успехов и новых встреч. Они стабильно учатся, усваивают содержание учебного материала. Школьники сосредоточены и внимательны, решают в основном типовые задачи. Но их внимательность и сосредоточенность носит выборный характер. Это зависит от того, интересна или нет им учебная деятельность. Общественные поручения школьники выполняют добросовестно и охотно. Можно сказать, что дети, относящиеся к этой группе, обладают неустойчивой адаптацией. Период их приспособления более длителен, чем у детей первой группы. У них чаще проявляются неблагоприятные формы поведения. Это связано, прежде всего, с недостаточной подготовкой к школе, низким уровнем развития познавательного интереса.

У таких детей в первые месяцы пребывания в школе преобладают неадекватные поступки. Они могут отвлекаться на уроках — рисовать, играть с куклами под партой. Трудность в овладении учебной программой влечет за собой трудность в общении со сверстниками, с учителем. Эти проявления говорят о социальной незрелости ребенка. Учителю и родителям предстоит большая работа по включению такого ребенка в школьную жизнь. Но следует отметить, что дети, относящиеся к этой группе, довольно быстро адаптируются, поскольку школьная жизнь в целом ими воспринимается положительно.

Низкий уровень адаптации детей к школе

Первоклассники отри­цательно или безразлично относятся к школе. У них доминирует подавленное настроение, наблюдаются нарушения дисциплины. Учебный материал усваивается фрагментарно. Слабо выражена самостоятельность. При выполнении домашних заданий, как правило, отсутствует интерес, и, как следствие, в наличии нерегулярная подготовка к урокам. Для понимания нового материала требуется помощь учителя и родителей. Работоспо­собность и внимание сохраняется, если ребенок имеет возможность отдохнуть. Общественные поручения выполняет без энтузиазма и под строгим контролем. Во взаимодействии с окружающими сверстниками он пас­сивен, зачастую даже не знает их имен. Бывает, у таких детей проявляется агрессия. Отсутствие учебных успехов и положительных внутриколлективных связей снижает их социальный статус, что, в свою очередь, негативно сказывается на их эмоциональном состоянии. Изменяются и отношения с учителем. Они избегают контакта с ним, выполняя его требования формально. Нарушения поведения на уроках сопровождаются постоянными замечаниями учителя, наказаниями. На перемене такие дети могут, наоборот, дико кричать и бегать, всем мешать. Происходит эмоциональная разрядка, которая еще больше отдаляет школьников от остальных детей класса, что вызывает у них озлобленность и вспышки агрессии. А бывает и наоборот, школьники могут быть все время печальны, тревожны и напряжены.

Следует отметить, что подобные затруднения, чаще всего носят временный характер и поддаются исправлению.

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.